Меню

Вход в систему

Версия для слабовидящих

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание работы по социально-коммуникативному развитию ребенка должно быть направлено на достижение цели его позитивной социализации.

В раннем и дошкольном возрасте формируются общечеловеческие ценности, появляются возможности познавать, преобразовать и эмоционально осваивать мир. Отношения ребенка к миру всегда опосредованы отношением к другим людям. Поэтому он развивается, воспринимая информацию о себе и мире не пассивно, а в процессе деятельности и общения. Положительное восприятие дошкольником собственного «я» влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В старшем дошкольном возрасте актуальным становится развитие у детей бережного отношения к слову, с которым они обращаются к собеседнику в различных коммуникативных ситуациях.

Исходя из этого, были сформулированы цель и задачи образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Цель: оптимизация процесса вхождения ребенка в систему социальных отношений на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Задачи:

  • способствовать познанию ребенком себя через отношения с другими;
  • создавать условия для эмоционально-чувственного развития ребенка, развития инициативы и творческих способностей;
  • поддерживать стремление ребенка к эмоционально-позитивным отношениям со сверстниками (сорадование, сострадание, соучастие);
  • формировать готовность детей к дальнейшему развитию и социальной адаптации в различных ситуациях общения и социальных условиях.
  • Максимальный эффект реализации образовательной области достигается, если: совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка проходит в форме игр, чтения и сочинения сказок, рисования, драматизации и т.д.; в дошкольной образовательной организации достигнуты партнерские отношения с семьями воспитанников; содержание образовательной области сочетается с другими образовательными областями.

Условия

  • общение ребенка со взрослыми (родителями, воспитателями в детском саду и в семье) и сверстниками;
  • разнообразные виды детской деятельности в широком культурном контексте.

Построение образовательного процесса

Определяющим фактором в образовательном воздействии на ребенка является реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию детей на общечеловеческие ценности.

Работа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя два взаимосвязанных раздела: «Познаю себя» и «Ты – словечко, я – словечко».

Реализация

1. Раздел «Познаю себя»

  • деятельность в ходе режимных моментов (индивидуальная работа, совместная деятельность взрослого и ребенка, игровая деятельность);
  • совместная деятельность с педагогом (игры и упражнения, чтение и сочинение сказок, изготовление кукол и разыгрывание с их помощью сказочных сюжетов, драматизация этюдов, рисование, игровые занятия);
  • самостоятельная деятельность детей (режиссерские, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые игры, продуктивная деятельность, свободная игровая деятельность(игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами), самообслуживание, рассматривание альбомов, самостоятельное преобразование игровой среды, свободное общение со взрослыми и сверстниками);
  • совместная деятельность с семьей (анкетирование родителей, родительские собрания, Клуб родителей будущих выпускников, Клуб многодетной семьи, индивидуальные и групповые консультации и беседы, совместные занятия детей и родителей, участие родителей в исследовательской деятельности, проведении детских праздников и развлечений, выставки).

2. Раздел «Ты - словечко, я – словечко»

  • деятельность в ходе режимных моментов (индивидуальная работа, совместная деятельность взрослого и ребенка, игровая деятельность);
  • совместная деятельность с педагогом (игры и упражнения, коммуникативные этюды и ситуации, просмотр видеофрагментов мультфильмов, игровые занятия);
  • самостоятельная деятельность детей (сюжетно-ролевые игры, свободная игровая деятельность, свободное общение со взрослыми и сверстниками);
  • совместная деятельность с семьей (анкетирование родителей, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации и беседы, совместные занятия детей и родителей).