Меню

Вход в систему

Версия для слабовидящих

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста. С помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное.

Изобразительное искусство, как часть культуры – искусство, отражающее окружающую действительность в художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

Музыка как часть культуры – искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, также является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.

Основными видами музыкально-художественной деятельности являются: восприятие (слушание) музыки, исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование, элементарное музыкальное творчество.

Основными видами изобразительной деятельности являются: лепка, аппликация, ручной труд (художественное конструирование), объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей» и синтез искусств.

Синтез искусств формирует у дошкольников понимание искусства как целостного духовного мира, дающего представление о действительности, о её закономерностях, о нём самом.

Цель: формирование целостной картины мира средствами искусства, развитие художественных1, творческих способностей; формирование ценностных и эстетических отношений, познавательных процессов.

Задачи:

  • формировать устойчивый положительный интерес к искусству;
  • приобщать к отечественной и мировой культуре и искусству;
  • формировать ценностное и эстетическое отношение к семье, дому, людям, природе, Родине и т.д. средствами искусства;
  • развивать способности целостного2 и дифференцированного3 восприятия произведений искусства;
  • развивать творческие проявления, побуждать к активному участию и самореализации в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • приучать детей использовать приобретенные знания, умения, навыки во всех видах художественно-творческой деятельности.

Условия:

социально – психологические:

  • обеспечение развивающей эмоциональной сферы;
  • психологическая комфортность;
  • индивидуальный подход;
  • создание ситуации успеха;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • предоставление ребенку права выбора;
  • рациональный подход к отбору содержания художественно – эстетической деятельности;

материальные:

  • студия «Умелые руки»;
  • музей синтеза искусств;
  • музыкальный зал;
  • музей синтеза искусств;
  • музыкальные уголки в группах;
  • детские музыкальные инструменты.
  • центры художественно – эстетической деятельности в группах.
  • книжные уголки в группах;
  • детская библиотека в методическом кабинете.

Реализация.

музыкальное развитие

  • режимные моменты (утренняя гимнастика, физкультурные, музыкальные и др. занятия, прогулки, праздники и развлечения); совместная деятельность с педагогом (занятия, праздники, развлечения, музыка в повседневной жизни: занятия, слушание музыкальных произведений в группе, детские игры, забавы, потешки, пение знакомых песен во время игр, прогулок, слушание музыкальных сказок, музыкальные игры, хороводы с пением, инсценировки и импровизации, празднование дней рождения);
  • самостоятельная деятельность (экспериментирование со звуком, игры на шумовых и музыкальных детских инструментах, игры в праздники, концерты, оркестр, детскую оперу, спектакль, кукольный театр, постановки небольших музыкальных спектаклей);
  • совместная деятельность с семьей (консультации, беседы, родительские собрания, совместные праздники, развлечения и концертная деятельность, открытые музыкальные занятия, информационное просвещение, оказание помощи по созданию предметно – музыкальной среды в семье, посещение музеев – выставок, концертов, театров, слушание аудиозаписей с просмотром соответствующих иллюстраций).

художественное творчество

  • режимные моменты (формы и средства работы: наблюдения, рассматривание, игры, упражнения, обсуждение произведений искусств, средств выразительности и др., проблемные ситуации, конструирование, создание коллекций);
  • совместная деятельность с педагогом (занятия – рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка, изготовление украшений, декораций, подарков, экспериментирование, игры, тематические досуги, выставки работ, проектная деятельность, создание коллекций);
  • самостоятельная деятельность (украшение личных предметов, игры, самостоятельная художественная деятельность, рисование, лепка, аппликация);
  • совместная деятельность с семьей (создание соответствующей предметно – развивающей среды, проектная деятельность, экскурсии, прогулки, создание коллекций).

чтение художественной литературы

  • режимные моменты (формы и средства работы: ситуативный разговор, игры, продуктивная деятельность, беседы, сочинение загадок, проблемные ситуации);
  • совместная деятельность с педагогом (чтение, обсуждение, рассказ, беседа, игры, викторины, инсценирования);
  • самостоятельная деятельность (игры, продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность в книжном уголке, театрализованная деятельность);
  • совместная деятельность с семьей (беседы, родительские собрания, досуги, чтение, обсуждение, информационная поддержка).

синтез искусств

  • режимные моменты (ситуативный разговор с детьми, игры, продуктивная деятельность, беседа, обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.), в театрализованной деятельности, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы.
  • совместная деятельность с педагогом (занятия, изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр, экспериментирование, рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства, игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые, хороводные), тематические досуги, выставки работ декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений живописи, создание коллекций).
  • самостоятельная деятельность (украшение личных предметов, игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые, хороводные), рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства, самостоятельная художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация), создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе).
  • совместная деятельность с семьей (консультации для родителей, создание соответствующей предметно-развивающей среды, проектная деятельность, экскурсии, прогулки, создание коллекций, театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр).