Образовательная область
«Речевое развитие»
Цель: обеспечение процесса речевого развития дошкольников на всех возрастных этапах.
Задачи:
- развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- овладевать практическими навыками и нормами речи;
- развивать фонетико-фонематические представления, умения производить слоговой анализ, знакомство с буквами.
Реализация:
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
Непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов:
- Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание)
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него
- Хороводные игры, пальчиковые игры
- Тематические досуги
- Поддержание социального контакта
- Коммуникативные тренинги
- Гимнастики (мимическая, логоритмическая)
Совместная деятельность с педагогом:
- Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками)
- Обучающие игры с использованием предметов и игрушек
- Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)
- Сюжетно-ролевая игра
- Игра-драматизация
- Работа в книжном уголке
- Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа)
- Имитативные упражнения, пластические этюды
- Коммуникативные тренинги
- Совместная продуктивная деятельность
- Экскурсии
- Проектная деятельность
Самостоятельная деятельность детей:
- Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек)
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог)
- Игра-драматизация с использованием разных видов театров
- Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог)
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей
- Сюжетно-ролевая игра
- Игра - импровизация по мотивам сказок
- Театрализованные игры
- Игры с правилами
- Игры парами (настольно-печатные)
Совместная деятельность с семьей:
- Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность)
- Игры парами
- Беседы
- Чтение, рассматривание иллюстраций
- Игры-драматизации
- Досуги, праздники
- Экскурсии
- Совместные семейные проекты
Развитие всех компонентов устной речи
Непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов:
- Поддержание социального контакта
- Коммуникативные тренинги
- Тематические досуги
- Гимнастики (мимическая, логоритмическая)
- Речевые дидактические игры
- Чтение, разучивание
- Беседа
Совместная деятельность с педагогом:
- Дидактические игры
- Настольно-печатные игры
- Досуги
- Продуктивная деятельность
- Разучивание стихотворений
- Работа в книжном уголке
- Игры-драматизации
- Экспериментирование с природным материалом
Самостоятельная деятельность детей:
- Совместная продуктивная и игровая деятельность детей
- Словотворчество
- Игра-драматизация
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность
Совместная деятельность с семьей:
- Объяснение, повторение, исправление
- Дидактические игры
- Чтение, разучивание стихов
- Беседа, пояснение